В статье предпринимается попытка выявить объективную основу формирования норм охраны труда. Охрана труда — следствие снижения вредностей и опасностей технологического процесса, применяемого в организации. В силу этого на локальном уровне правовые нормы охраны труда в той или иной мере закрепляют безопасные правила ведения технологического процесса.
В соответствии со ст. 209 ТК РФ охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников <1> [1] в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
<1> В литературе предлагается определять охрану труда как систему обеспечения жизни и здоровья работников (и других указанных в законе лиц).
Законодатель полагает, что основу содержания института охраны труда составляют мероприятия по сохранению жизни и здоровья наемных работников. Его попытку раскрыть содержание этих мероприятий вряд ли можно признать удачной. Во-первых, в законе предлагается открытый перечень таких мероприятий. Во-вторых, останавливаясь только на перечислении их видов, он даже в самых общих чертах не определяет содержания взаимосвязи, характера влияния этих мероприятий на охрану труда.
Было бы более приемлемым указание в ст. 209 ТК РФ на тесную связь перечисляемых в ней мероприятий с содержанием технологического процесса труда, или, как его в организациях именуют, «техпроцесса».
Понятие «техпроцесса»
Исследование роли технологического процесса в правовом регулировании наемного труда — это важная задача науки трудового права. Юристы-«трудовики» обычно не затрагивают эту проблему, скорее всего, потому, что их смущает ее технологическая сторона. Мы привыкли считать себя «чистыми гуманитариями». Однако общественный характер техпроцесса настолько очевиден, что отрицать его, закрывать глаза на его социальную сущность с позиций сегодняшнего дня уже невозможно, да и непродуктивно.
Технологический процесс — основа любого вида целесообразной общественно полезной деятельности, в том числе и наемного труда. Это заранее осознанная деятельность, проявляющаяся в виде определенной системы трудовых действий, операций, объединенных технологической схемой. Таким образом, работодатель диктует наемному работнику последовательность выполнения им трудовых действий, операций, их содержание, конечную цель, которая достигается под контролем или при непосредственном участии исполнителя: получение полуфабрикатов, товара, оказание определенного рода услуг и т.п. Этот процесс понятен и доступен участнику совместного, наемного труда, правила его ведения <2> (осуществления) обязательны как для наемного работника, так и для работодателя (его представителей). Они (правила) обычно находят закрепление в конкретной системе локальных технологических норм, документов техпроцесса.
———————————
<2> Термин «ведение технологического процесса» широко распространен на практике, употребляется в локальных нормативных правовых актах, например в технологических инструкциях.
Действительно, в науке трудового права это социально-правовое явление мало изучено. Юристы не исследуют влияние техпроцесса на содержание общественных отношений, составляющих предмет трудового права. Более того, они нередко отрицают его социальный, а тем более правовой характер.
В основе такой позиции лежит конструкция так называемых технико-юридических норм, которая не выдерживает критики даже с общетеоретических позиций. Элементарное ознакомление с практикой работы конкретных организаций показывает, что в природе не существует каких-то особых технико-юридических норм, а разрабатываются и принимаются обычные технологические нормы, которые носят ярко выраженный юридический характер, находят закрепление в правовых нормативных актах — технологических инструкциях, инструкциях по охране труда и др.
Технологические нормы, опосредующие содержание техпроцесса, предполагают: 1) подбор, расстановку, производственное обучение, повышение квалификации нанятых именно для обслуживания конкретного технологического процесса работников: для строительства дома работодатель не может нанять манекенщиц или артистов, а для управления автомобильным транспортом — шахтеров либо каменщиков; 2) содержание трудовых отношений в процессе ведения техпроцесса, образно говоря, как по вертикали, так и по горизонтали; 3) вредности и опасности, которые влияют на жизнь и здоровье наемных работников, занятых в процессе труда.
Вредность и опасность технологических процессов для жизни и здоровья участников наемного труда, применяемых, например, в строительстве, по своему характеру и содержанию отличаются от вредностей и опасностей, обусловленных технологическим процессом в химическом производстве или на станкостроительном заводе. Соответственно различаются и меры по охране труда наемных работников, обеспечивающие нормальное ведение этих техпроцессов. Здесь уместно заметить: действующим законодательством запрещено принимать на работу в цех (производство) с тяжелыми или вредными условиями труда несовершеннолетних не потому, что они не достигли установленного законом возраста, а в силу влияния на развивающийся (растущий, формирующийся) организм подростка тех вредностей и опасностей, которые присущи технологическим процессам в этих производствах.
Более того, зная влияние на жизнь и здоровье работника содержательной стороны любого техпроцесса, можно судить о характере и содержании правил охраны труда. Применение этих норм, процедур их соблюдения предупреждает, минимизирует воздействие на жизнь и здоровье участников совместного труда тех вредностей и опасностей для наемного работника, которые обусловлены конкретным, выбранным и применяемым работодателем техпроцессом.
Предлагаемый подход к изучению, совершенствованию института охраны труда предоставляет исследователю объективную возможность объяснить происхождение, целевое содержание, необходимость изменения и отмены действующих, разработки новых норм, процедур, стандартов охраны труда как в отрасли, так и в отдельных организациях, производствах. Совершенно обоснованным становится разграничение норм охраны труда по уровню их разработки и принятия: федеральный, отраслевой, отдельной организации или работодателя — физического лица.
Уровни принятия норм
На федеральном уровне разрабатываются нормы и процедуры их применения (государственные регламенты), которые закрепляют наиболее общие правила для всех или многих технологических процессов. На отраслевом уровне правила охраны труда отражают общие правила и процедуры, характеризующие техпроцессы, применяемые в отрасли хозяйства.
Обязанности работодателя
Работодатель разрабатывает систему норм и, соответственно, локальных нормативных правовых актов по охране труда применительно к тем технологическим процессам, которые им внедрены (используются) в его организации, отдельных производствах.
Локальные нормы по охране труда учитывают требования федеральных регламентов, отраслевых стандартов и процедур, поскольку они разрабатываются в соответствии с ними. Однако работодатель в процессе локального нормотворчества не занимается исключительно конкретизацией отраслевых и федеральных норм и процедур по охране труда. Он создает свою систему правил и процедур их применения, которые опосредуют соответствующую систему мероприятий сохранения жизни и здоровья работников, обеспечивающих безопасное ведение определенного техпроцесса. Поэтому указание в ч. 1 ст. 209 ТК РФ на правовые процедуры имеет неоднозначный смысл.
Во-первых, можно говорить о правовых мероприятиях сохранения жизни и здоровья наемных работников, имея в виду нормотворческую деятельность работодателя. В последней части ст. 212 ТК РФ законодатель обязывает работодателя иметь комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации, т.е. особенностями технологического процесса, его ведения в конкретных условиях производства. Это систематическая правовая работа, связанная с обновлением техники, технологии производства, качества рабочей силы и т.п.
Во-вторых, все мероприятия по сохранению жизни и здоровья работников в организации так или иначе обретают правовое закрепление, например, в коллективном договоре, соглашении по охране труда, технологических инструкциях, инструкциях по охране труда и других локальных нормативных правовых актах.
Практика показывает
Анализ практики отдельных организаций показывает, что все мероприятия (финансовые (социально-экономические), организационные, по применению и обновлению техники и технологии, улучшению санитарно-гигиенических условий, лечебно-профилактических и др.) приобретают достаточно четкую правовую форму, закрепляются в виде трудовых обязанностей участников совместного наемного труда.
Пример. Так, в коллективном договоре ОАО «ЕВРАЗ-ЗСМК» на 2011 — 2012 гг. в специальном разделе «Охрана труда» закреплено, что работодатель и профсоюзная организация, «признавая приоритет жизни и здоровья работников, предусматривают совместные действия по улучшению условий и охраны труда», предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (с. 21). Работодатель по этому договору обязуется провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда, разработать (совместно с профсоюзной организацией) и «выполнить план мероприятий по улучшению условий труда по итогам аттестации рабочих мест».
Особое место в ОАО «ЕВРАЗ-ЗСМК» уделяется организации и работе общественного контроля. Так, в соответствии с п. 8.3 коллективного договора общественный контроль «за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда, за состоянием условий производственной и окружающей среды» осуществляется через уполномоченных (доверенных) лиц и на основании специального положения, утвержденного работодателем по согласованию с профсоюзной организацией. В этой организации создана «система мотивации уполномоченных (доверенных) лиц работников по охране труда». Они при уходе в отпуск поощряются денежной «выплатой в размере 3000 руб.» (п. 8.5).
В указанном ОАО в коллективном договоре предусматривается финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере «не менее 0,2% от затрат на производство продукции».
Дополнительно к типовым нормам работникам, занятым в особых условиях труда, за счет ОАО «ЕВРАЗ-ЗСМК» выдается специальная одежда и другие средства индивидуальной защиты. Представители первичной профсоюзной организации принимают участие в разработке локальных нормативных правовых актов по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты и приемке, оценке поступающих таких средств.
В ОАО «Томскнефть» ВНК содержится специальный разд. 5 «Охрана труда», а в качестве приложений к нему смета затрат по охране труда; мероприятия по улучшению условий и охраны труда; список профессий и должностей с вредными условиями труда, работа на которых дает право на дополнительный отпуск; нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты для работников основных профессий при работе во II, IV и особых климатических поясах; перечень профессий и должностей, имеющих право бесплатно получать молоко (или другие равноценные пищевые продукты) в связи с вредными условиями труда.
В инструкции по охране труда для водителя автомобиля Казского рудника Кемеровской области определены характеристики опасных и вредных производственных факторов, воздействующих на работника, содержится их перечень (п. 1.7); закреплена обязанность водителя уведомить работодателя о случаях травмирования, неисправности оборудования, приспособлений, инструмента (п. 1.8); сформулированы требования безопасности перед началом работы, во время работы, обязанности водителя в аварийной ситуации, а также по окончании работы.
Сравнение, например, инструкций по охране труда плотника, монтажника, машиниста (кочегара) котельной низкого и среднего давления, взрывника ОАО «Казское рудоуправление» Кемеровской области не оставляет сомнений, что сформулированные в них правила и процедуры обеспечения безопасного труда обусловлены особенностями технологического процесса, в ведении которого принимают участие указанные категории работников.
Характер системы
С изложенных позиций особое значение приобретает указание законодателя в ч. 1 ст. 209 ТК РФ на то обстоятельство, что охрана труда — это не суммативное объединение ряда мероприятий по сохранению жизни и здоровья наемных работников, а их система. Эта система обусловлена необходимостью обеспечить охрану труда работника на всем протяжении ведения технологического процесса.
Только система способна создать необходимые условия для безопасного труда. Именно система поможет нейтрализовать, минимизировать надлежащим образом вредности и опасности, исходящие от технологического процесса. Такая система не может быть отвлеченным, абстрактным построением работодателя. Она всегда конкретна, поскольку преследует определенные цели, связанные с нейтрализацией опасностей, вредностей используемого работодателем техпроцесса. В силу этого в локальных нормативных правовых актах правила, процедуры и критерии сохранения жизни и здоровья наемных работников (ст. 211 ТК РФ) формулируются с учетом вредностей и опасностей конкретного технологического процесса, финансовых и иных возможностей работодателя.
К сожалению, не все вредности и опасности технологического процесса устранимы. Поэтому нормотворческие органы, чтобы стимулировать в таких случаях занятость работников для выпуска необходимых обществу товаров, оказания услуг, выполнения работ, создают систему стимулирования, материальной компенсации получаемого работником негативного воздействия на состояние его здоровья.
Компенсация за вредные условия труда
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами) работ с нормальными условиями труда, но не ниже тех размеров, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами.
Конкретные размеры повышенной заработной платы в указанных случаях устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным, трудовым договорами, т.е. в процессе социального партнерства (ч. 3 ст. 147 ТК РФ).
В организациях обычно в качестве приложения к коллективному договору закрепляется перечень профессий, в котором определяются доплаты к тарифным ставкам (окладам) за вредные и тяжелые условия труда. Так, в упомянутом ОАО размер дополнительной платы за вредные условия труда предусмотрен от 8 до 12% ставки (оклада).
В коллективном договоре ООО «ЕвразСервис-Сибирь» размер «компенсационных доплат и льгот за особые условия труда» устанавливается индивидуально для каждого работника. По результатам аттестации в трудовом договоре указываются характеристика рабочего места, опасные и вредные производственные факторы, их уровень по сравнению с действующими нормативами, а также размеры компенсационных доплат и льгот за особые условия труда (п. 5.1.1).
Как показывает изучение практики, не устранимые на определенный период вредности и опасности для жизни и здоровья, обусловленные техпроцессом, оцениваются участниками совместного труда в определенной денежной форме, в закреплении критериев денежной оценки и ее размеров.
С нравственно-правовой точки зрения такой подход к сохранению жизни и здоровья наемных работников в известной мере уязвим. Здоровье, а тем более жизнь человека сложно измерить компенсационными, а тем более стимулирующими выплатами.
Однако, понимая, что на данном этапе развития общественного производства нельзя, с одной стороны, устранить определенные вредности и опасности для жизни и здоровья работников, возникающие в ходе ведения технологического процесса, а с другой стороны, общество не может отказаться от производства и потребления известных товаров, законодатель побуждает работодателя возместить причиняемый работнику вред, прибегая к стимулирующим и компенсационным выплатам.
Библиографический список
1. Макевкина А.С. Понятие охраны труда по российскому трудовому праву: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2005. С. 9, 23 — 24.
В.Лебедев
Д. ю. н.,
профессор
Юридического института
Национального исследовательского
Томского государственного университета,
заслуженный юрист РФ