Человеческий фактор: Чем очень успешные люди отличаются от просто успешных

К таким людям испытывают интерес во всем мире, их жизненный путь становится примером для подражания. Мечта многих — повторить успех Генри Форда или Билла Гейтса, построивших свои корпорации с чистого листа.

Мне, как специалисту, который взаимодействует много лет с ‘людьми успеха’, постоянно задают вопросы: что позволило им добиться таких результатов, какие качества помогли им в пути на вершину?

Находясь много лет рядом с ‘очень успешными’, наблюдая за ними в процессе работы, я получила возможность понять, чем они отличаются от ‘просто успешных’, отметить качества, которые являются как бы несущими конструкциями их личности.

Тех, кто сегодня составляет верхушку российского бизнеса, собственников и руководителей крупных компаний, корпораций, банков, условно можно разделить на три группы.

Первая — это бывшие партийные, комсомольские работники, руководители крупных промышленных предприятий, которые вовремя сориентировались и сумели получить в собственность то, чем они управляли: один — нефтяную отрасль, другой — газовую и т. д.

Вторая группа — это люди активные, умные, талантливые, которые смогли завладеть частью госсобственности, блестяще использовав ситуацию и особенности российского законодательства. Представителей этих двух групп мы сегодня называем олигархами. Эти люди, безусловно, обладают исключительными деловыми и личностными качествами, которые и позволили им организовать успешный бизнес. Но о них уже достаточно написано и сказано.

Особый интерес для ответа на вопрос статьи представляет новая генерация российских бизнесменов — те, кого можно назвать self-made. Они не занимали крупных должностей, не имели административных и политических ресурсов или мощных покровителей, не участвовали в дележе госсобственности, они создавали свой бизнес с нуля. Эти люди добились успеха только за счет своих личностных качеств. Сегодня им 30-40 лет, они владеют крупным бизнесом и оказывают значительное влияние на российскую экономику. Итак, что отличает этих людей, какие качества помогли им добиться успеха, стать богатыми и влиятельными?

‘Могущество желаний’. Прежде всего это масштаб желаний, своеобразная одержимость большой целью. Обычному человеку это не свойственно, ему и в голову не придет замахнуться на такие вершины, а если и придет, то ему станет страшно от одной только мысли об этом. К тому же надо иметь смелость осуществить задуманное: а вдруг ситуация резко изменится — не примут нужный закон, курс доллара упадет и т. д. А у лидеров бизнеса масштабные желания и ясные цели подкреплены абсолютной верой в успех — это тоже редкое качество, которое помогает желаемое сделать действительным, реальным.

Тут есть одна интересная закономерность — эти психологические качества проявляются уже в детстве. Один знакомый бизнесмен как-то рассказывал мне, что лет в 13 уже мечтал стать миллионером. Это было еще при советской власти — странное, фантастическое желание! И он его осуществил.

Или другой пример. В начале 90-х молодой человек — ему тогда было 22 года — побывал в Голландии, где его поразил уютный коттеджный поселок с ресторанами, спортивными площадками. И он загорелся желанием построить такой поселок в России. У него не было ни компании, ни денег, ни специального строительного образования. Были только мощное желание и вера в успех. И он действительно создал строительно-промышленную корпорацию, построил такие поселки и был практически первым в этом бизнесе.

‘Мощный внутренний импульс’, характеризующий поистине творческих людей. Эти люди руководствуются собственными принципами и мотивами, им не нужны какое-то внешнее стимулирование, системы мотиваций, компенсаций и поощрений. Они относятся к той категории людей, которые будут работать и ставить цели без каких-то внешних стимулов. Именно поэтому они способны их достигать, даже вопреки отношению окружающих, когда все вокруг убеждены, что они не добьются успеха.

Вот модель жизни таких людей: захотел — и сделал. Реализовать эту модель им помогает еще одно важное качество — отсутствие внутренних преград, внутреннего конфликта, а внешние преграды они умеют успешно преодолевать.

‘Неоправданный оптимизм’. Такие люди вообще расценивают свои шансы выше, чем шансы других людей. Они верят в свои силы и считают, что у них способности лучше, чем у большинства других людей. Они убеждены, что им все под силу. Их отличает высокая стрессоустойчивость к неудачам, даже крупным, так называемый ‘подкожный слой оптимизма’. Неудачи не приводят к тому, что они опускают руки, а наоборот, побуждают их к мобилизации всех жизненных ресурсов: появляется азарт — ‘победить’. Но надо понимать, что оптимизм всегда неоправдан, ибо он по определению предполагает успешный исход, когда реально шансы почти всегда фифти-фифти. Но эти люди верят в успех часто вопреки тому, что происходит вокруг, и, как ни странно, они его добиваются.

На чем зиждется их оптимизм? На убежденности, что любая цель может быть достигнута и мир в принципе управляем. Таким людям действия присуща некая мания всемогущества, ощущение абсолютной возможности влиять на все происходящее. Как у Макаревича: ‘Не стоит прогибаться под изменчивый мир, путь лучше он прогнется под нас’. Философия таких людей — все можно сделать, все можно решить. Поэтому они не понимают, когда, например, к ним приходит исполнитель и говорит: мы не можем это сделать. Как ‘не можем’? — это же элементарно. И действительно берет и делает.

‘Открытость суровой правде’ и реальным фактам, какими бы ужасными они ни были, в сочетании с верой в победу просто поражает в таких людях. Я была свидетелем таких ситуаций в их бизнесе, когда всем окружающим кажется: все, ничего нельзя сделать — а у наших героев это вызывает лишь азарт. И, справившись с неизбежными трудностями, они выходят из этой борьбы более сильными. ‘Главное, знать правду. Это позволяет принять правильное решение’, — сказал один руководитель, отвечая на мой вопрос, как ему удалось вытянуть свою компанию из, казалось бы, безнадежной ситуации.

Добавить комментарий

Навигация по записям