Лечение и поглощение

На медицинские университеты не распространяется даже Болонская система, которая в обязательном порядке действует во всех остальных вузах. Возможно, из-за этого исключительного положения ректоры-медики с таким воодушевлением принимают реформу системы образования, в том числе слияние учебных заведений.

Нонсенс и абсурд

Ректор Сибирского государственного медицинского университета Вячеслав Викторович Новицкий:

— Я на двести процентов поддерживаю мнение Министерства образования и науки  по реформированию высшей школы. Я глубоко солидарен с теми, кто что-то делает с качеством образования. И мне как ректору со стажем пути, по которым должна идти реформа, очевидны. Хотя кому-то они покажутся жесткими.

Высшее образование в постиндустриальном обществе, на этом этапе развития России, должны получать далеко не все сто процентов выпускников. Не все могут его получить – это вопрос качества выпускников. Когда бюджетных мест больше, чем абитуриентов, это нонсенс и абсурд.

Университетское образование должно быть элитным. Университет не только образовательное учреждение, оно научно-образовательное. Необходимо менять менталитет людей, которые работают в вузах, а это чрезвычайно сложно сделать. Я глубоко убежден, что преподавать в университетах должны научные работники.

К сожалению, часто про университетских преподавателей говорят: «Он не занимается наукой, но он хороший педагог». Не может быть хорошим педагогом человек, который не занимается наукой! Я рад, что в новых критериях нет аббревиатуры ППС (профессорско-преподавательский состав), а есть НПР, научно-педагогические работники.

Я не уверен, что слияние слабых вузов с сильными усилит слабые вузы. Может произойти наоборот. Вузы, в  которые дикие конкурсы, куда поступают дети с очень высоким ЕГЭ, должны получать качественно другое финансирование.

Необходимо провести  самую жесткую аккредитацию всех существующих университетов и провести сокращение или перевести часть в разряд институтов. Чтобы там готовились специалисты среднего звена, люди, колоссальный дефицит которых ощущает экономика.

Минус три кафедры

Ректор Северо-Западного государственного медицинского университета им. Мечникова Отарий Гиевич Хурцилава:

— Я могу поделиться опытом слияния двух  вузов, которое произошло в прошлом году. Объединились два уважаемых учреждение: Санкт-Петербургская академия постдипломного образования и Академия имени Мечникова.

Почему мы пошли на это? Когда постдипломная академия набирала ребят, принимала их в интернатуру и ординатуру, первое же тестирование показывало, насколько разрознены знания выпускников. Для того чтобы привести всю информацию в систему, выпустить хороших докторов, нам приходилось тратить огромное количество времени.

Сначала мы предложили министерству здравоохранения модную сейчас непрерывную систему образования. Потом озвучили идею в правительстве России.

Сейчас объединение формально завершено, но мы столкнулись с проблемой аттестации профессорско-преподавательского состава. Чтобы не складывать существующие в  двух академиях кафедры, мы стали их объединять. Так вот три кафедры не прошли аттестацию.

В медицинском вузе образование происходит в  три этапа. Первый – получение теоретических знаний. Уже на этом этапе возникают проблемы: молодые люди не очень хотят идти на теоретические кафедры: анатомию, биологию, физику, химию.

Следующий этап – общая терапия и хирургия. Для их освоения нужны собственные клиники, а они не всегда приспособлены для внедрения современных технологий. Приходится размещать кафедры в лечебно-профилактических учреждениях города, в научно-исследовательский институтов. Но там помещения не приспособлены для обучения!

Сегодня мы вышли к правительству с идеей создания нового учебно-клинического комплекса. Надеюсь, он позволит готовить докторов совсем на другом уровне, даст нам возможность отвечать за их уровень перед обществом и перед медициной.

 

Назад в будущее

Президент высказался за восстановление системы распределения выпускников. Как минимум, медицинских вузов, для работы в сельской местности.

«В целом нам трудно вернуться к распределению, как это было в прежние времена,  — признался Путин. — Но хотя бы те, кто учатся по договорам и целевым образом направляются на обучение, скажем, от регионов и на бюджетной основе, с ними можно включать в договоры соответствующие пункты».

В Думу уже внесен законопроект, предусматривающий возможность подписания абитуриентом договора, обязывающего его отработать не менее двух лет по направлению соответствующего учебного заведения. В этом случае он получит право на зачисление в вуз на внеконкурсной основе.

Самая образованная страна

Россия заняла первое место в рейтинге самых образованных стран. Но реформа образования скоро покончит с этим неоднозначным достижением – вузовских дипломов станет  два или три раза меньше.

54% россиян в возрасте от 25 до 64 лет имеют высшее образование, констатировала Международная организация экономического сотрудничества и развития в своем докладе. Второе место в рейтинге самых образованных стран досталось Канаде, третье — Израилю.

Далее в десятке расположились Япония, Южная Корея, Великобритания, Франция, Германия и Швеция.

В пояснительной записке авторы доклада объясняют высокие показатели России тем, что в этой стране инвестиции в высшее образование «исторически были высоки».

По данным международной организации, преимущественное количество россиян получило техническое образование. Но, к сожалению, этот показатель почти не влияет на количество специалистов на российских заводах. Хотя в 80 годах, когда вуз оканчивал каждый четвертый житель страны, проблема с кадрами стояла далеко не так остро.

Share with:


Добавить комментарий

Навигация по записям