Песня строить и жить помогает. Зачем компании разрешают сотрудникам слушать музыку на работе
В конце 60-х гг. новосибирский профессор Рюрик Повилейко предсказывал, что в будущем мы столкнемся с таким понятием, как ‘музыкальная партитура рабочего места’.
То ли это будущее еще не наступило, то ли ученый ошибся, но музыка пока слабо ассоциируется с работой. Хотя рекомендации по использованию музыки для повышения работоспособности советских граждан были еще в Трудовом кодексе 1971 г.
Пять лет назад в торгово-производственной компании ‘Феликс’ придумали вручать лучшим сотрудникам аудиоплейеры и кассетные магнитофоны. Передовики мебельного производства подарки далеко прятать не стали, а понесли их прямо на рабочие места. Магнитофоны вскоре появились на всех участках завода, а музыка стала неотъемлемой частью работы. Заместитель генерального директора этой компании Вячеслав Спирин уверяет, что музыка не только не отвлекает, а, напротив, помогает рабочим в цехе сохранить тонус и сосредоточиться, нивелируя монотонный усыпляющий шум. Работу без музыки здесь теперь представляют с трудом, хотя специально экономический эффект никто не подсчитывал.
Специалисты, правда, давно уже все подсчитали: при использовании музыки на рабочих местах активность в первый час работы повышается на 10%, брак снижается на 30%, общая работоспособность увеличивается до 70%. Для психологов положительное влияние музыки на производительность труда — вещь давно доказанная: исследования на эту тему ведутся с конца ХIХ в. Такую музыку стали называть функциональной, фоновой, обстановочной или музыкой окружающей среды. Причем в разработке темы особенно преуспели советские ученые. ‘Очень во многом они опередили Запад, — считает кандидат психологических наук, преподаватель Академии управления МВД Максим Леви. — Правда, внедряли функциональную музыку в основном на заводах. Непроизводственная сфера оставалась в тени’. Однако влияние музыки на людей, занятых умственным трудом, ничуть не меньше, считает Леви. Правильно составленная программа способна скрасить нелегкую жизнь офисного служащего.
Еще раньше, в начале 1920-х гг., во Франции существовало национальное движение за внедрение музыки в цеха. В Америке была ‘танцевальная прачечная’, владельцы которой заставляли прачек работать под свинг. А к концу 1920-х гг. в США насчитывалось свыше 670 предприятий, применявших функциональную музыку. В Советском Союзе были свои примеры. Ленинградский оптический завод ‘ЛОМО’ в довоенные времена называли ‘культкомбинатом’: во время обеденных перерывов перед местными рабочими выступали артисты Ленинградской филармонии. Ничего подобного на заводе давно нет. ‘Времена изменились’, — объясняют в ‘ЛОМО’. Действительно, сегодня руководители меньше всего задумываются о том, слушают ли подчиненные музыку на рабочих местах. ‘Дело, возможно, еще и в том, что экономический эффект от использования музыки в непроизводственной сфере проследить достаточно сложно, — считает Леви. — На заводе это гораздо легче’.
Однако народ давно взялся за собственноручное внедрение музыки на работе. Прежде всего с помощью коммерческих музыкальных радиостанций, уже ставших элементом офисной культуры. ‘Условия труда не всегда способствуют тому, чтобы человек себя уютно чувствовал на рабочем месте, а мы помогаем снизить стресс’, — говорит Татьяна Оспенникова, программный директор ‘Радио Семь на Семи холмах’, определяющего себя как офисную радиостанцию.
По данным Comcon Media, работа — третье по популярности место слушания радио. Радио в рабочее время слушают 16,5% участников опросов. (Опрос проводился среди аудитории 12+ лет, т. е. среди работающих людей эта цифра гораздо выше.) Радиостанции не остаются в долгу: они создают для офисных служащих спецпрограммы и заставляют их петь хором. ‘Люди с древнейших времен использовали музыку для того, чтобы почувствовать себя общностью, — говорит музыкальный психолог, доктор искусствоведения Дина Кирнарская. — Ничего и не может быть лучше музыкальных средств, чтобы поднимать в коллективе командный дух’. По наблюдениям экспертов компании ‘ЭКОПСИ Консалтинг’, в небольших компаниях с коллективом в 100-200 человек обнаруживается удивительное единодушие в музыкальных пристрастиях. Музыка становится частью неформальной корпоративной культуры.
Исследование британской компании The Radio Advertising Bureau показало, что лишь 5% аудитории осознанно включают радиостанции для повышения собственной работоспособности. Кроме того, по мнению Леви, репертуар популярных радиостанций не всегда подходит для работы. И дело не только в разнице во вкусах коллег, просто программы функциональной музыки необходимо составлять по весьма строгим правилам. Там, где человеку приходится работать с текстом или разговаривать — а офисная работа чаще всего сводится именно к этому, — вокальная русскоязычная музыка не самое лучшее сопровождение. ‘Такая музыка совсем не помогает работать, — говорит Леви. — В лучшем случае не мешает’.
Чтобы правильно составить программу функциональной музыки, нужно учитывать характер работы сотрудника, расписание его рабочего дня, музыкальные пристрастия и помещение, в котором он работает. Уровень звука должен быть одинаковым в любом месте помещения. В ‘Феликсе’, например, от идеи транслировать музыку через громкоговоритель, как когда-то это было на некоторых советских предприятиях, отказались. ‘Цех работает в четыре смены, в каждой смене трудится около 40 человек, у всех свои музыкальные вкусы’, — объясняет Спирин.
Эффективность музыкальных передач определяется составом работающих, временем суток и даже состоянием погоды. Например, женщины более восприимчивы к музыке, чем мужчины; молодежь активнее реагирует на музыкальные передачи, чем рабочие более старшего возраста; в ночную смену музыка оказывается более эффективной, чем в дневное; в пасмурную погоду музыка также действует лучше, чем в солнечные дни.
Программа должна обновляться каждую неделю. Хотя бы за счет перекомпоновки порядка следования произведений. В течение дня ни одно произведение не должно повторяться. Стоит использовать все — от классики до современной музыки. Выбирая музыку для программы, меньше всего стоит обращать внимание на стиль. Главное здесь — характер музыки. Стимулирует, бодрит, привлекает внимание мажор, быстрый или переменчивый темп, большие инструментальные составы, человеческий голос, а также некоторые инструменты (медные духовые, электрогитары). Иногда стимулирование работоспособности с помощью музыки ведет к преждевременному истощению сил, особенно при напряженной деятельности. Снять нервное напряжение помогают минор, медленный ровный темп, плавная мелодия и просто любимая музыка. Не стоит использовать во время работы музыку, которая очень нравится сотруднику: такую музыку хочется сделать погромче и слушать. Лучше включать в программу нейтральную музыку.